Современный подход к раннему спортивному отбору. Особенности развития физических качеств у юных спортсменов в период 5-17 лет.

В современных условиях проблема раннего спортивного отбора, на наш взгляд, является одной из самых актуальных.
Конечно, каким бы видом спорта ни стал заниматься ребенок, при условии регулярных посещений тренировок его двигательная активность возрастет, улучшится и уровень его физической подготовленности, выражаемый в таких показателях, как сила, быстрота, выносливость, гибкость, а также овладение разнообразными двигательными действиями. Но чрезвычайно важно сориентировать ребенка на занятия тем видом спорта, который в наибольшей мере соответствует его склонностям и способностям. Только в этом случае ребенку будет сопутствовать успех, даже если он не будет чемпионом, радость от занятий спортом не минует его. В противном же случае, когда у ребенка явно нет способностей к тому виду спорта, которым он занялся по воле случая или необдуманному желанию родителей, у него вообще пропадет всякий интерес к спорту, к физической культуре (Семенов, 2005).
Безусловно, важно определиться с видом спорта для ребенка с целью его оздоровления, повышения двигательной активности, достижения физического совершенства на фоне получения определенных спортивных успехов. Но не менее важно правильно выбрать вид спор¬та для одаренного ребенка, поскольку он будет нацелен на достижение высоких спортивных результатов. Не исключено, что верно выбранный вид спорта для такого ребенка может определить всю его жизнь, особенно если он станет профессиональным, ведь от правильно выбранной профессии в жизни человека многое зависит.
Как из всего многообразия видов спорта выбрать для ребенка наиболее подходящий? Конечно, основной выбор — за специалистами — тренерами ДЮСШ.
Кратко рассмотрим, что же может ожидать ребенка, пожелавшего заниматься каким-либо видом спорта и впервые переступившего порог ДЮСШ. Видимо, здесь возможны два варианта: ребенка, как способного, отберут для занятий выбранным видом спорта или, как неспособного, просто не примут в эту секцию. Но следует иметь в виду и то, что в том и другом случае могут быть допущены ошибки. Так, ребенок, первоначально отобранный, может через некоторое время оказаться неспособным и отчисленным, в то время как ребенок, не принятый в секцию, в дальнейшем ярко проявит себя именно в этом виде спорта.
Для этого необходимо знать, какие способности нужны в том или ином виде спорта, в чем и в какой мере эти способности должны проявляться в определен¬ном возрасте ребенка. И здесь, прежде всего, следует хотя бы в самом общем виде определить, что же такое способности.
Способности — это индивидуальные для каждого ребенка благо¬приятные предпосылки для его успешного развития и проявления в ка¬кой-либо деятельности. В спорте можно выделить как общие способности, так и специфические, характерные для определенного вида спорта. Важно знать, в чем проявляются спортивные способности, т.е. определить факторы, по которым можно оценить спортивную пригодность ребенка (понимать, например, что занятия штангой требуют совершенно иных физических способностей, чем занятия настольным теннисом).
Но мало знать эти факторы, нужно уметь их диагностировать или, проще говоря, определять. Полученные показатели ребенка необходимо соотнести с так называемыми модельными характеристиками, отражающими требования конкретного вида спорта. Именно, исходя из этих требований, а также с учетом возраста, проходит отбор детей в ДЮСШ. Знание существующих нормативных требований позволит объективно оценить возможности ребенка, сориентировать его на занятия подходящим для не¬го видом спорта и избежать заведомой неудачи.
Однако, при этом нельзя не учитывать и то, что у многих детей действительное (биологическое) развитие не соответствует их паспортному возрасту. Одни дети развиваются быстрее, другие медленнее. Есть дети, у которых естественное биологическое развитие отстает от паспортного, у таких детей показатели на сегодняшний день будут отставать от нормы. Но это не значит, что данное отставание будет сохраняться на протяжении всей жизни. Невыполнение каких-то нормативных требований не является показателем непригодности ребенка к занятиям интересующим его видом спорта. Таким образом, для верного прогнозирования спортивных успехов необходимо уметь определять биологический возраст ребенка.
Далее, для избегания ошибок в выборе вида спорта и при прогнозировании успехов следует иметь хотя бы самое общее представление о так называемых сенситивных периодах развития ребенка, т.е. о тех возрастных периодах, в которые наиболее интенсивно происходит формирование тех или иных способностей ребенка. Если ребенок тестируется на пороге такого сенситивного периода и к тому же несколько отстает от сверстников в своем биологическом возрасте, то понятно будет его отставание от сверстников в физической подготовленности.
Необходимо также знать и о том, что развитие способностей обусловливается как наследственными факторами, так и условиями жизни ребенка (средовыми факторами). Здесь следует, во-первых, иметь в виду то, что для развития спортивных способностей необходимы со¬ответствующие условия. Если, например, один ребенок регулярно играет в футбол, а другой играет время от времени, то понятно, у кого из них могут быть более высокие показатели при отборе в футбольную секцию. Хотя вполне вероятно, что у второго мальчика потенциальные возможности значительно выше. Во-вторых, при выборе спорта нельзя не учитывать и тот факт, что целый ряд имеющихся у человека способностей носит наследственный характер, и потолок их развития обусловлен самой природой.
Таким образом, можно выделить общие для всех видов спорта факторы, от которых зависят спортивные достижения и которые могут быть приняты в качестве критериев при определении спортивной пригодности: 1) состояние здоровья; 2) физические (кондиционные) способности; 3) координационные способности; 4)  особенности телосложения; 5) психический склад личности; 6) мотивация.
1.Основы комплексной оценки спортивной пригодности
Только комплексный характер оценки ребенка с учетом его здоровья, функциональных возможностей (проявляющихся в уровне развития физических качеств), координационных способностей, типа телосложения и свойств нервной системы, а также его личностных характеристик позволит более или менее объективно выбрать спортивную специализацию (Губа, 2000). В настоящее время, к сожалению, зачастую отбор в ДЮСШ проводится по данным прежде всего функциональной подготовленности желающих заниматься. И если показатели телосложения и координационных способностей еще как-то учитываются, то характеристики нервной системы и личностных качеств остаются без внимания, что, в конечном итоге, приводит к ошибкам в отборе.
При осуществлении комплексной оценки спортивной пригодности следует иметь в виду ряд основных моментов.
Прежде всего, для каждого конкретного вида спорта характерно свое сочетание выделенных факторов. Это обусловливается существенным различием требований, предъявляемых к тем или иным системам организма в различных видах спорта. Более того, в рамках одного вида спорта к представителям разных амплуа предъявляются неодинаковые требования. Например, безусловно, различные требования предъявляются к нападающим и защитникам, а тем более к вратарю в футболе, хоккее.
Далее, очень важно оптимальное сочетание требуемых для определенного вида спорта качеств. Важна одаренность, которая в спорте, как и в любой другой деятельности, встречается чрезвычайно редко. Чаще же одни требуемые качества развиты лучше, другие находятся на более низком уровне. Но организм человека обладает значительной компенсаторной способностью, в основе которой лежит использование потенциальных возможностей его сильных сторон (Москатова, 1992). Поэтому не¬достаточность какого-то из выделенных факторов может быть сглажена (компенсирована) другими факторами. Причем взаимодействия такого рода могут быть самыми разнообразными. Недостаток роста, например, может компенсироваться более высокой подвижностью, техникой, уровнем развития физических качеств; недостаток координационных способностей - высокой функциональной подготовленностью, настойчивостью, упорством; недостаток функциональной подготовленности - координационными способностями, силой воли и т.д.
Но принципиальное значение имеет и то, что некоторые факторы, определяющие пригодность для занятий тем или иным видом спорта, не могут быть компенсированы вообще. Отсутствие или недостаточность такого фактора делает невозможным выбор данного вида спорта и является основным критерием для противопоказания. Так, отсутствие большой массы тела у метателя молота или толкателя ядра; выносливости у велосипедиста-шоссейника, лыжника, бегуна-стайера; быстроты у спринтера; подвижности нервных процессов у игровика; динамичности (и на этой основе способности к обучаемости двигательным действиям) и подвижности нервных процессов у гимнаста, акробата, прыгуна в воду не могут быть сколько-нибудь эффективно заменены какими бы то ни было другими факторами.
Важно также, что наличие этих факторов в названных видах спорта, причем на высоком уровне, может явиться компенсаторной, стержне¬вой основой для всей дальнейшей спортивной подготовки. Так, высокий уровень выносливости у лыжника, велосипедиста, бегуна-стайера и других представителей циклических видов спорта, связанных со стайерскими дистанциями, может выполнять компенсаторную роль, например, при недостаточной координированности или отклонениях от модельных характеристик телосложения (к телосложению лыжни¬ка, в частности, предъявляются следующие требования: рост выше среднего, значительный обхват груди, малое содержание жировой ткани и умеренный уровень развития мышечной массы).
У гимнастов, акробатов, прыгунов в воду и представителей других видов спорта, связанных, прежде всего с демонстрацией техники двигательных действий, наличие такой стержневой основы, какой является способность к обучаемости (базирующаяся на хорошей динамичности нервных процессов и связанной с этим свойством высокой координации), позволяет компенсировать недостатки, например, функциональной подготовленности.
Кроме того, спортсмен может быть одарен физически. Для какого-то вида спорта у него может быть и высокий функциональный уровень, и высокая способность к освоению двигательных действий, и вполне подходящее телосложение, но, будучи лишенным волевых качеств, он никогда не сможет достичь высоких результатов. И здесь огромное значение имеют интерес, мотивация занимающегося. Ребенок, даже обладающий определенными способностями, но не имеющий интереса к спорту, не будет им заниматься. Также и юноша, занимавшийся спортом на протяжении нескольких лет, не обладая волевыми качествами, скорее всего оставит спорт, не реализовав своих возможностей.
Таким образом, можно дать четыре возможных варианта ответа на вопрос, рекомендуется или не рекомендуется заниматься ребенку каким-либо видом спорта:
1)    не рекомендуется (в том случае, когда один или несколько основных для данного вида спорта факторов со всей очевидностью недостаточны и не могут быть компенсированы);
2)    настоятельно рекомендуется (при наличии у ребенка благоприятного сочетания требуемых для данного вида спорта качеств, причем на достаточно высоком уровне);
3)    рекомендуется (при достаточном уровне основных, стержневых, факторов и компенсируемости других, недостаточно подходящих для данного вида спорта);
4)    занятия спортом могут быть рекомендованы (в том случае, когда нет явных противопоказаний, но нет и сколько-нибудь выраженных способностей).
Согласно такому раскладу, при показании «настоятельно рекомендуется», ребенок должен заниматься в ДЮСШ с перспективой на достижение высоких результатов. В ДЮСШ следует заниматься и ребенку с показанием «рекомендуется». Не исключено, что такой ребенок при создании ему соответствующих условий и правильной методике тренировки также сможет достичь высоких результатов в избранном виде спорта. Сложнее с детьми с предписанием «занятия спортом могут быть рекомендованы». Эти дети, как правило, не смогут достичь сколько-нибудь высоких результатов, но занятия спортом при наличии у них интереса могут явиться мощным средством их физического воспитания, коррекции имеющихся у них недостатков в уровне физической подготовленности и воспитании личностных черт. Для того чтобы у этих детей не сформировалось чувство неполноценности, желательна организация секционной работы на более низком, нежели в ДЮСШ, уровне, где бы их окружали дети, незначительно отличающиеся от них самих. Это воз¬можно на сегодняшний день в детско-юношеских клубах физической подготовки и в школьных секциях.
Рассмотренное относится к первоначальной оценке спортивной при¬годности (или к так называемому «первичному отбору»). Но немаловажное значение имеет определение спортивной пригодности уже в процессе занятий спортом, при вторичном отборе. Здесь оценка также носит комплексный характер. При этом используются три основных критерия:
1)    уровень достижений;
2)    темп повышения результатов;
3)    стабильность достижений.
Предполагается, что юный спортсмен, будучи отобран, отвечает требованиям выбранного вида спорта.
Кратко охарактеризуем каждый из трех критериев. Под критерием уровня достижений предполагается:
1)    достаточно высокий уровень развития требуемых для данного вида спорта физических качеств;
2)    владение высокой спортивной техникой, приобретенной уже в процессе тренировки;
3)    высокую физическую и психическую работоспособность (способность к быстрому восстановлению);
4)    владение тактическими умениями и навыками;
5)    проявление требуемых черт характера (настойчивости, смелости, самообладания, дисциплинированности и др.);
6)    достаточно высокий результат в избранном виде спорта (как интегральный показатель).
С помощью критерия темпа повышения результатов определяют, насколько эффективно юный спортсмен может справляться с предлагаемой тренировочной нагрузкой и насколько быстро он развивается, особенно в отношении факторов, определяющих достижения в избран¬ном виде спорта.
С помощью данного критерия было определено, что большей спортивной пригодностью обладают те юные спортсмены, которые:
• быстрее других повышают свои соревновательные результаты, поэтому быстрее достигают высокого спортивного класса и, следовательно, быстрее проходят фазу базовой подготовки; это является следствием того, что они раньше других осваивают наиболее эффективную спортивную технику и адаптируются к повышенным нагрузкам;
• в условиях базовой подготовки быстрее прогрессируют в отношении необходимых для данного вида спорта психических предпосылок и установок на достижения; это в особой мере относится к темпам развития волевых качеств.
Для надежного прогноза потенциальных возможностей ребенка важно учитывать соотношение между исходным уровнем показателей и показываемыми результатами и темпами их прироста:

Зависимость потенциальных возможностей (способностей) юного спортсмена от исходного уровня и темпов прироста
Соотношение исследуемых показателей    Характеристика способностей
Высокий исходный уровень + высокие темпы прироста = Очень большие способности
Высокий уровень + средние темпы прироста = Большие способности
Средний исходный уровень + высокие темпы прироста = Большие способности
Высокий исходный уровень + низкие темпы прироста = Средние способности
Средний исходный уровень + средние темпы прироста = Средние способности
Низкий исходный уровень + высокие темпы прироста = Средние способности
Средний исходный уровень + низкие темпы прироста = Малые способности
Низкий исходный уровень + средние темпы прироста = Малые способности
Низкий исходный уровень + низкие темпы прироста = Очень малые способности

Высокими темпами прироста морфофункциональных показателей рекомендуется считать такие, которые превышают средние темпы у детей, не занимающихся спортом.
Под критерием стабильности достижений понимается стабильность повышения результатов и демонстрирование высших достижений на наиболее ответственных соревнованиях. Здесь следует учитывать то, что преимущества при отборе имеют те юные спорт¬смены, которые:
•    обладают более стабильным совершенствованием техники и так¬тики, устойчиво выраженными физическими качествами, благодаря чему возможен постоянный рост результатов;
•    обладают стабильной повышенной готовностью в психологическом отношении, что     проявляется главным образом в более устойчивом поведении перед соревнованием и во время соревнований, в повышенной устойчивости к психической нагрузке;
•    показывают при медико-функциональных обследованиях постоянно положительные оценки в состоянии здоровья.
    Таким образом, каждый из выделенных факторов, определяющих спортивную пригодность и отбор, оценивается с помощью трех на¬званных критериев. Предпочтение отдается тем юным спортсменам, которые показали более высокие результаты в избранном виде спорта и обладают ведущими для данного вида спорта факторами. Учитываются также показатели и степень компенсируемости остальных факторов.
1.1.Оценочно-уровневые нормативы антропометрических показателей и физических качеств детей и подростков
В настоящее время разработаны ориентировочные нормативы оценки некоторых антропометрических данных, в какой-то мере характеризующих телосложение и уровень развития основных физических качеств у детей при определении их спортивной пригодности (табл. 3-12 см. приложение). Каждый показатель «разнесен» на 5 уровней, на основании которых в дальнейшем, в зависимости от значимости данного показателя для определенного вида спорта, будет использоваться норматив соответствующего уровня (Семенов, 2005).
Приведенные таблицы включают в себя нормативы оценки быстроты (бег 30 м), скоростной силы (прыжок в длину с места, прыжок вверх, бросок набивного мяча), силы (подтягивание из виса), выносливости (непрерывный 5-минутный бег), быстроты и ловкости (челночный бег), гибкости (наклон вперед) и мышечной чувствительности как одного из показателей координации (прыжки с места с прибавками).
Таким образом, в таблицах достаточно полно представлены данные для тестовых оценок скоростной силы (это и оправданно, так как этот показатель является, как указывалось, достаточно консервативным и может широко использоваться на начальных этапах спортивного отбора). Безусловно, при определении пригодности наряду с табличными данными следует широко использовать и другие тесты, приведенные и работе. Необходимо, видимо, расширить перечень тестов для оценки таких физических качеств, как быстрота, гибкость, относительная сила и, конечно, выносливость. То же можно сказать и об антропометрических показателях.
2. Особенности динамики физических качеств у детей.
В современной практике большое значение имеет осведомленность тренера о наиболее благоприятных, так называемых сенситивных возрастных периодах  развития основных физических качеств, когда эти качества наиболее чувствительны к влиянию тренировки (Тихвинский и др., 1991) (рис.1). Следует учитывать, что возрастные изменения носят неравномерный характер, а периоды ускоренного развития чередуются с периодами замедления и относительной стабилизации. Принято различать хронологический (паспортный) и биологический возрасты. Биологический возраст характеризуется уровнем скелетного, физического и функционального развития детей и подростков. В пубертатном периоде у подростков одного хронологического возраста различия по биологическому возрасту могут достигать от 1 до 3- 4 лет. Наиболее распространёнными критериями биологической зрелости организма являются костный возраст и степень выраженности вторичных половых признаков. Установлено, что в каждом возрасте более зрелые юные спортсмены обычно (но не обязательно) имеют некоторое преимущество перед сверстниками с нормальными или замедленными темпами полового созревания по уровням развития силовых способностей, функциональной производительности и весоростовым данным. Примерно 60 - 65% девочек 12 — 14 лет и мальчиков 13 — 15 лет демонстрируют нормальные (среднестатистические) уровни полового развития, а 35 — 40 % составляют подростки, относящиеся к акселерировнному или ретардированному типам биологического развития. Учет индивидуальных, уровней и темпов полового созревания при планировании многолетней тренировки позволит наиболее полно реализовать генетические программы роста и развития юных спортсменов.
Согласно теории « сенситивных периодов» направленная физическая тренировка оказывает наибольшее влияние на развитие отдельных компонентов работоспособности именно в периоды их интенсивного естественного роста. Интенсивное увеличение аэробных возможностей приходится на предпубертатную и начало пубертатной фазы индивидуального развития (при степени выраженности вторичных половых признаков, соответствующей оценке 1 — 4 балла), а максимальной силы, скоростно-силовых способностей и анаэробной производительности — на вторую половину соответственно пубертатной фазы (при достижении степени выраженности вторичных половых признаков в 5 -7 баллов) (Булгакова,  Тимакова, Глужаковский, 1985; Манцевич, 1986).
Контроль уровня биологической зрелости юных спортсменов особенно важен для определения сроков начала интенсивной функциональной и силовой тренировки.
Известно, что при работе с девочками пловчихами,  восточногерманские тренеры резко (иногда в 2 - 3 раза) повышали общий объем плавания и объем силовых нагрузок при вступлении спортсменок в собственно пубертатную фазу развития, что позволяло направить процессы роста и развития в оптимальное русло и добиться в результате тренировки максимального прироста силовых и функциональных возможностей. Такой подход требует регулярного контроля за темпами полового созревания юных пловцов. (Волков, Филин.,1983).  Кроме того, определение биологического возраста повышает надёжность прогноза физических потенций юных спортсменов  (Живилов, 2000).  Если до начала периода полового созревания два юных спортсмена имели примерно одинаковые тотальные размеры тела, уровни силовых и функциональных возможностей, то к зрелому (дефинитивному) возрасту окажется выше, сильнее и выносливее тот из них, которых позже вступит в пубертат.

2.1.Развитие физических способностей в зависимости от возраста, пола
и индивидуальных различий.
Одним  из компонентов структуры  физических  способностей  человека является мышечная сила.
• Сила определяется, как способность   преодолевать  внешнее сопротивление посредством мышечных усилий.
Сила  мышц   тесно   связана   с ростом   костной   и  мышечной   ткани, развитием   суставно-связочного аппарата. Она зависит   от способности управлять работой (координировать её) отдельных мышц.  Силу мышц удаётся измерить уже в возрасте 4х- 5 лет.
Наибольший прирост силы отдельных мышц происходит в период от 14 до 17 лет. Так сила разгибателей туловища увеличивается с 11 до 14 лет с 72,0 кг до 90,8 кг, а с 14 до 17 лет — до 144 кг. Наибольшее увеличение силы отмечается при разгибании бедра, туловища, наименьшее - при сгибании кисти, предплечья. В результате неравно-мерного прироста силы отдельных мышц в каждом возрастном периоде изменяется соотношение силы различных мышц. С 14 лет для развития силы мышц рекомендуют применять разнообразные упражнения с отягощением, умеренные статические усилил. Напротив, значительные силовые нагрузки могут отрицательно сказаться на растущем организме (Кузнецова, 1997).
2.1.1. Особенности развития скоростно-силовых способностей
девочек и девушек.
При изучении дифференцированного развития скоростно-силовых способностей по показателям выпрыгивания было определено, что у представители всех уровней физического развития с  8  до 17 лет почти одинаково увеличивают свои скоростно-силовые способности.  В отличие от среднего и ускоренного уровней физического развития, девочки ретарданты  наибольшее увеличение в темпах развития данной способности   показывают   в   подростковом   возрасте, наименьшее   в старшем. Можно сделать следующий вывод:  что у представительниц замедленного физического развития эта способность формируется несколько позже по сравнению с девочками среднего и выше среднего уровней развития.
Если сравнить результаты в скоростно-силовых показателях девочек и девушек разного уровня физического развития, то можно отметить, что представительницы замедленного уровня — ретарданты  почти во всех, возрастах, уступают своим сверстницам среднего и ускоренного физического развития.
    2.1.2.  Особенности развития скоростно-силовых способностей
мальчиков и подростков.
Определённые особенности в дифференцированном развитии скоростно-силовых способностей имеют мальчики и подростки.
Как у акселератов, так и у ретардантов, наблюдается несколько возрастных периодов значительного прироста. Наиболее благоприятны для педагогического воздействия такие возрастные периоды: 10 — 11,12 — 13 и 15—16 лет. При этом следует заметить, что в возрасте от 8 до 9лет с 11 до 12 и с 13 до 14 лет наблюдаются спады в развитии данной способности. В остальных возрастных периодах, за исключением с 16 до 17 лет, происходит увеличение. И хотя активное развитие происходит почти во всех возрастных этапах, наиболее благоприятными периодами для специального воспитания необходимо признать младший и старший школьный возрасты. Возрастному развитию силы разных групп мышц человека посвящено большое количество исследований. Выводом из наших исследований является то, что развитие различных мышечных групп происходит неравномерно и индивидуально: каждая из них в процессе онтогенеза проходит свой специфический путь развития.
2.2. Развитие быстроты
Быстрота - это способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Характеризуется латентным временем двигательной реакции, скоростью одиночного движения, частотой движений. Между отдельными проявлениями быстроты не всегда существует надёжная взаимосвязь. Так высокая скорость движений может сочетаться с замедленной двигательной реакцией.
Время реакции зависит от возраста. Впервые латентный период реакции удаётся определить в возрасте 2 — 3 лет. Он составляет 0,50 — 0,90 сек. Но уже в возрасте 5-7 лет время реакции снижается до 0,30 - 0,40 сек. В  последующие  годы  происходит   дальнейшее  снижение  показателя быстроты.  Для разных групп мышц уменьшение времени реакции неодинаково.
2.2.2.    Развитие скоростных способностей у девочек и девушек.
Скоростные способности девочек и девушек со средним уровнем физического развития с 8 до 15 лет увеличиваются в 1,3 раза, а с 15 до 17 лет наблюдается их уменьшение.
Скоростные способности у девочек с уровнем развития выше среднего,
активно развиваются до 16 летнего возраста и имеют несколько
достоверных периодов увеличения: с 8 до 9 лет, с 10 до 11 лет  и с 13 до
14 лет. При этом наибольшее развитие наблюдается с 8 до 9 лет.
    У девочек с уровнем физического развития ниже среднего скоростные способности с 8 до 17 лет также имеют периоды активизации и стабилизации. Наиболее активный период развития — до 15 лет, когда эта способность увеличивается в 1,3 раза.
Общей закономерностью является тот факт, что если в предпубертатном и пубертатном периодах школьницы с уровнем физического развития ниже среднего отставали в суммарном темпе прироста, то в постпубертатном они опережают своих ровесниц со средним уровнем за счёт " скачка" (0,5сек), а затем сравниваются с ними.
Лица с уровнями физического развития ниже и выше среднего , несмотря на одинаковое увеличение скоростных способностей с 8 до 17 лет (1,3 раза), имеют отличия по показателям абсолютных и относительных величин.
В пяти возрастных периодах (9, 11, 13, 14 и 16 лет) по абсолютным показателям преимущество на стороне школьниц с уровнем физического развития выше среднего и только в двух возрастах (15 и 17 лет) они выше у девушек с уровнем ниже среднего.
Вывод:    таким образом,    на формирование    скоростных способностей значительное влияние оказывает уровень физического развития. Это отчётливо проявляется в следующие возрастные периоды: У ретардантов с 8 до 10 и с 13 до 15 лет; у лиц со средним уровнем развития с 8 до 11 и с 12 до 14 лет; у акселератов с 8 до 9, с 10 до 11 и с 13 до 14 лет.
2.2.3.  Развитие скоростных способностей у мальчиков и подростков.
У мальчиков увеличение темпов развития скоростных способностей наблюдается с 9 - 12 лет, уменьшение — с 8 до 9 лет и с 13 до 16 лет, а стабилизация с 12 до 13 лет, то есть на протяжении 10 лет скоростные способности интенсивно развиваются, при этом наибольший темп прироста приходится на подростковый возраст. Это позволяет считать весь школьный период, за исключением 12 - 13 лет и 16-17 лет, наиболее эффективным для воспитания скоростных способностей.
Мальчики и подростки со средним уровнем физического развития в развитии скоростных способностей не отличаются от своих сверстников-акаселератов и ретардантов. Исключение составляют 14-летние подростки.
В этот период они показывают более низкие результаты, чем ретарданты в 12, 16 лет.
У акселератов в развитии скоростных способностей наблюдается два увеличения - с 9 до 11 лет, где оно равно  и с 12 до 15лет.
Значительная активизация в развитии приходится на подростковый и старший школьный возраст, хотя и в младшем возрасте есть все предпосылки для воспитания быстроты.
Увеличение возрастных темпов прироста идёт более равномерно и заметных скачков не наблюдается. Однако в 10,14,15 и 16 лет акселераты показывают результаты ниже, чем ретарданты, а в 12 и 16 лет ниже, чем лица со средним уровнем физического развития. Ретарданты в развитии скоростных способностей несколько опережают своих сверстников. У них наблюдается два основных этапа в развитии быстроты — это следующий возраст с 9 до 11 лет и с 13 до 15 лет.
Как видно,   препубертатный и пубертатный  возрастные периоды наиболее благоприятны для воспитания скоростной способности.
Общим выводом из всего выше сказанного является то, что ретарданты по сравнению с лицами со средним уровнем физического развития только в 14 лет показывают лучшие результаты.
Таким образом, дети и подростки разного уровня физического развития в младшем школьном возрасте показывают в быстроте движений одинаковые результаты.
2.3. Развитие выносливости.
Это двигательное качество развивается позднее остальных и развитие выносливости в разные возрастные периоды неравномерно. В упражнениях анаэробной мощности значительное увеличение продолжительности работы характерно для возраста от 10 до 14 лет.
Данные позволяют считать, что в возрасте 13 — 14, 14 —15 ,и 16—17лет есть все предпосылки для целенаправленного воспитания выносливости. Однако с 13 до 16 лет прослеживается некоторая стабилизация в развитии выносливости, которая завершается " скачком " в сторону увеличения с 16 до 17 лет. Можно сделать вывод, что по ежегодному темпу прироста выносливости дети и подростки с уровнем физического развития ниже среднего не имеют явных преимуществ перед своими сверстниками. Ретарданты в развитии выносливости в 13 лет опережают школьников со средним уровнем физического развития. Однако уже в 14 и 15 лет ретарданты в результатах на выносливость уступают школьникам со средним уровнем. В 17 лет их результаты одинаковы. Что касается отличий в развитии выносливости между ретардантами и акселератами, то первые опережают своих сверстников на протяжении целого ряда лет, 12 , 13 и 17 лет, как в подростковом, так и в старшем школьном возрасте.
Нельзя не отметить, что у детей и подростков акселератов существует несколько чувствительных зон и для воспитания выносливости. Эти зоны у мальчиков и девочек наблюдаются в подростковом возрасте, а в старшем школьном возрасте у юношей планируется такой же объем нагрузки, как в предыдущие возрастные периоды (подростковом), для девушек, в силу снижения темпов развития данной способности, объем средств уменьшается до средних и малых величин.
Подводя итог можно сказать, что биологическая надёжность организма определяется в большей степени силой взаимосвязи всех  его систем, а не отдельно взятой системы. В определённый возрастной период, когда эта взаимосвязь значительно ослабевает, происходят изменения в растущем организме: формируются системы, которые требуют большого энергетического обеспечения. В период же, когда взаимные связи между системами сильнее - процесс формирования уже завершен и " затухают " внутренние противоречия в организме, на которые расходовалась значительная часть энергии. Отсюда напрашивается вывод, что такой период может быть благоприятным для применения большого объёма нагрузок.
То есть, эти нагрузки не будут действовать избирательно, на какую - либо отдельную систему, а будут распределяться равномерно на весь организм в целом.